26 февраля 2024
Подходы к стратегическому планированию существенно изменились. Преднамеренная стратегия, принципы которой сформулировал Майкл Портер, больше не работает. Уже недостаточно поставить цели в будущем, определить ресурсы и шаги, выявить риски. И двигаться по намеченному плану.
Пришло время так называемых «проявляющихся» стратегий. Когда компания определяет область, направление, вектор, куда она движется, очертания ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЯ. А конкретные детали проявляются по мере движения к нему.
Скорость изменений такова, что некоторые организации вынуждены пересобирать свои бизнес-модели ежеквартально. И вот в такой среде меняющейся, турбулентной, когда мы движемся по направлению к будущему, но начинаем его видеть только в свете фар при приближении, меняются подходы к проектированию стратегии:
- 1Вместо жестких планов — формулируем область желаемого состояния. Ключевые принципы и направление движения.
Например, у компании Smart Consulting ключевые стратегические направления — Гибкость, Инновационность и Эффективность. Это и есть стратегия. И она не по конкретные рынки, цифры или прирост маржинальности. - 2При формулировании стратегических направлений важно определить область, куда компания не готова заходить. Например, для Смартов — это «темная цифра» — продукты и проекты, направленные на управление и контроль над людьми.
- 3При постановке целей проекта или всей организации, помимо конкретных целей по SMART, важно ответить себе на вопрос, а какую дополнительную ценность для себя и компании мы хотим получить, какова будет добавочная стоимость каждой цели: чему научимся, какую пользу создадим, какой опыт приобретем, какие гипотезы проверим.
- 4Корректировать цели, сверять их на актуальность важно, как минимум, 1 раз в квартал, а лучше — ежемесячно. В Smart Consulting во многих командах проводятся Дни развития (BackofficeDay, СервисDay и т.д.), где команды сверяют картины мира и корректируют траекторию движения.
- 5Для определения точек приложения усилий команды используется специальная методология «сценарного планирования», когда на основе всех возможных сценариев развития событий, формулируются задачи и шаги, которые позволят организации развиваться вне зависимости от того, куда подует ветер реальности.
Любые большие решения формируйте из будущего. Пусть ваша организация еще не доросла до нового бренда или рынка, или фреймворка. Но только «прорастая» к желаемому будущему, вы сохраните актуальность вашего пути. Ведь в современном мире, чтобы двигаться вперед, нужно бежать, как минимум, в 2 раза быстрее.
Про то, как из будущего вырос новый образ Smart Consulting, рассказывают:
Ильдар Шале, основатель брендингового агентства RedBlack, креативный директор, призер международных фестивалей Pentawards, Red Apple, KIAF, White Square, Идея!
Дмитрий Гоков, основатель IT-компании Smart Consulting